Вместе с поэтом Расулом Гамзатовым
десятиклассники совершили заочное
путешествие, более литературное, нежели
географическое, по солнечной гостеприимной
земле, прочитав из книги «Мой Дагестан»
главу «Три сокровища Дагестана». И вот
как это было.
I.
Подготовка к чтению.
Прежде
чем приступить к чтению, сообщаю
первоначальные сведения о республике:
карта,
географическое положение, народности,
языки, т.д. И
спрашиваю своих читателей:
-
Как вы думаете, о каких «сокровищах»
пойдет речь? Мы тоже живем в национальной
республике. Что бы вы отнесли к сокровищам
Татарстана? Возможно, о тех же самых
сокровищах говорит и Расул Гамзатов.
(старшеклассники
отвечают по-разному: нефть; Волга, великая
русская река, самая протяженная в Европе;
несколько человек называют
достопримечательности республики…).
II.
Чтение 1-го
отрывка:
Притча о путнике.
-
Итак, что за сокровища Дагестана называет
поэт?
- А
теперь сравните со своими ответами,
которые вы дали перед чтением. Совпадают
ваши сокровища с сокровищами Расула
Гамзатова?
«Вольное
смешение жанров» – это явление, хорошо
известное в литературе. В нем – стремление
художника уйти от готовых рецептов и
от автоматизма восприятия. Гамзатов
постоянно нас удивляет. Рассказывая о
республике в главе «Три сокровища
Дагестана», поэт приводит притчи, стихи,
легенды, воспоминания, народные песни,
афоризмы, поговорки, исторические факты,
бытовые разговоры … Всё это переплавлено
во вдохновенный Сказ
о Родине.
Книга, полная содержания, жизненных
впечатлений, воспоминаний, мудрости…
А сколько афоризмов, умных наставлений-поучений,
просто добрых пожеланий!
«Времена
меняются и жизнь тоже. Изменились не
только головные уборы (фуражки вместо
папахи), но и мысли под шапками у молодых
людей».
«Немало
преодолел он гор и хребтов» (О человеке
деятельном).
«Он ни разу
не ударил киркой о камень» (О бездеятельном
человеке).
«Чтобы тесно
было колосьям на вашем поле» (Самое
дорогое пожелание).
«Да иссохнет,
омертвеет твоя земля» (Самое большое
проклятье).
«Клянусь
этой землей» (Самая крепкая клятва).
При
написании главы поэт использует приемы
и средства, идущие из фольклора: зачин,
эпитеты, троичность явлений, событий,
действий; образность языка.
- Почему
земля так дорого ценится жителями гор?
(А потому
что мало земли. - Притча о гонце, Притча
о горце).
- Почему
дальний гость дорог горцу?
(Издалека
гостя приводит большая радость, большая
любовь или большое горе. Равнодушный
человек издалека не приедет. Поэтому
«дальний гость дороже». - Притча о
кунаке).
-
Какие слова, характерные для горной
местности, для Кавказа, Дагестана
запомнили? Всегда ли было понятно их
значение?
(Балхарские
кувшины, Балхарцы – жители аула Балхар,
искусные мастера,
Годекан
– собрание старейшин,
Чарыки –
горская обувь, Сакля – жилище горцев,
Кунак,
Мечеть, Намаз, Мулла, Мюрид...)
-
Какие имена запомнили? Кто они?
(Исторические
лица: Хаджи Мурат, Надир-шах, Шамиль,
Махач
(Дохадаев), Магомед Гаджиев, поэты и
писатели:
Сулейман
Стальский, Абуталиб, Гамзат Цадаса)
- Обращаю
внимание на названия сел и городов
Дагестана, встреченных в тексте, и
рассказываю, чем они знамениты:
(Города:
Дербент, Махачкала, Буйнакск,
Селения:
Хунзах, Цада, Кумух, Гуниб, Чиркей)
-
Примеры образной речи и легенды о
возникновении гор и моря:
Дагестан
– это птица и три драгоценных пера в ее
крыле.
Из трех
драгоценностей три мастера сшили свой
Дагестан.
Пустыня,
увидев однажды горы, от радости
расплеснулась у их подножия своей
синевой
(Легенда
о возникновения моря).
Дерущиеся
драконы, увидев море, замерли от удивления
и окаменели
(Легенда
о возникновении гор).
Мы вместе
писали синквейн о море. А затем на примере одного стихотворения,
которое Р. Гамзатов приводит в данной
главе, находили, какие эпитеты, метафоры, определения
и глаголы использует поэт применительно
к морю:
Белоснежные
волны морские, скажите,
На каком
языке вы со мной говорите?
Вы шумите,
бурля, у подножия скал,
Словно
в горном ауле воскресный базар.
Где
кричащих на всех сорока языках
Наших
горцев не может понять и аллах.
День
пройдет, грохотания нет и в помине,
Шелестите
легко, как трава на равнине.
А еще вы
начнете плескаться, бывает,
Словно
мать по погибшему сыну рыдает.
Словно
старый отец по наследнику стонет,
Словно
конь оплошавший, что в паводке тонет.
То журча
и ласкаясь, то яростно споря,
На своем
языке говоришь ты, о море.
Но сродни
мое сердце твоей глубине,
Все твои
превращенья понятны и мне.
Разве
сердце мое не кипит временами,
Разбиваясь
о камни тупые волнами?
Но потом,
расстилаясь все тише и ниже,
Разве
берег отлогий в бессилье не лижет?
Разве
тайн никаких не хранит глубина?
И печаль
у нас, море, и радость – одна.
Но скажу
про свою, про отдельную боль:
Жажду
морем напиться. Немыслимо. Соль.
И получилось, что:
И получилось, что:
Море
– говорит, шумит, бурлит, грохочет,
шелестит, плещется, рыдает, стонет,
журчит, ласкается, яростно спорит, кипит,
разбивается, расстилается, берег лижет,
тайны хранит…
Д.С.Лихачев
говорил: «О любом народе судят по лучшим
его представителям». Вот и мы знакомимся в этой главе с выходцем из Дагестана, горцем –
героем-подводником. Чтение отрывка
«Подвиг подводника Магомеда Гаджиева».
- Мы
прочитали целую главу из книги «Мой
Дагестан». И можно подвести итог. Вы
достаточно узнали, много было совершенно
новой информации. На основании всего
услышанного и вновь узнанного что можете
сказать о народе, населяющем Дагестан,
– о горцах? Какие они? Укажите факты из
книги, свидетельствующие о той или иной
национальной черте.
(Школьники называют:
талантливый, поэтичный,
трудолюбивый, патриотичный,
свободолюбивый, независимый, храбрый,
гостеприимный, мудрый,
талантливый, поэтичный,
трудолюбивый, патриотичный,
свободолюбивый, независимый, храбрый,
гостеприимный, мудрый,
религиозный, простой
и бесхитростный...)
Комментариев нет:
Отправить комментарий