четверг, 31 июля 2014 г.

Сокровища Дагестана

Вместе с поэтом Расулом Гамзатовым десятиклассники совершили заочное путешествие, более литературное, нежели географическое, по солнечной гостеприимной земле, прочитав из книги «Мой Дагестан» главу «Три сокровища Дагестана». И вот как это было.
I. Подготовка к чтению.
Прежде чем приступить к чтению, сообщаю первоначальные сведения о республике: карта, географическое положение, народности, языки, т.д. И спрашиваю своих читателей:
- Как вы думаете, о каких «сокровищах» пойдет речь? Мы тоже живем в национальной республике. Что бы вы отнесли к сокровищам Татарстана? Возможно, о тех же самых сокровищах говорит и Расул Гамзатов.
(старшеклассники отвечают по-разному: нефть; Волга, великая русская река, самая протяженная в Европе; несколько человек называют достопримечательности республики…).

II. Чтение 1-го отрывка: Притча о путнике.
- Итак, что за сокровища Дагестана называет поэт?
- А теперь сравните со своими ответами, которые вы дали перед чтением. Совпадают ваши сокровища с сокровищами Расула Гамзатова?

«Вольное смешение жанров» – это явление, хорошо известное в литературе. В нем – стремление художника уйти от готовых рецептов и от автоматизма восприятия. Гамзатов постоянно нас удивляет. Рассказывая о республике в главе «Три сокровища Дагестана», поэт приводит притчи, стихи, легенды, воспоминания, народные песни, афоризмы, поговорки, исторические факты, бытовые разговоры … Всё это переплавлено во вдохновенный Сказ о Родине. Книга, полная содержания, жизненных впечатлений, воспоминаний, мудрости… А сколько афоризмов, умных наставлений-поучений, просто добрых пожеланий!
«Времена меняются и жизнь тоже. Изменились не только головные уборы (фуражки вместо папахи), но и мысли под шапками у молодых людей».
«Немало преодолел он гор и хребтов» (О человеке деятельном).
«Он ни разу не ударил киркой о камень» (О бездеятельном человеке).
«Чтобы тесно было колосьям на вашем поле» (Самое дорогое пожелание).
«Да иссохнет, омертвеет твоя земля» (Самое большое проклятье).
«Клянусь этой землей» (Самая крепкая клятва).
III. Чтение 2-го отрывка. «Горы».
При написании главы поэт использует приемы и средства, идущие из фольклора: зачин, эпитеты, троичность явлений, событий, действий; образность языка.
- Почему земля так дорого ценится жителями гор?
(А потому что мало земли. - Притча о гонце, Притча о горце).

- Почему дальний гость дорог горцу?
(Издалека гостя приводит большая радость, большая любовь или большое горе. Равнодушный человек издалека не приедет. Поэтому «дальний гость дороже». - Притча о кунаке).

- Какие слова, характерные для горной местности, для Кавказа, Дагестана запомнили? Всегда ли было понятно их значение?
(Балхарские кувшины, Балхарцы – жители аула Балхар, искусные мастера,
Годекан – собрание старейшин,
Чарыки – горская обувь, Сакля – жилище горцев,
Кунак, Мечеть, Намаз, Мулла, Мюрид...)

- Какие имена запомнили? Кто они?
(Исторические лица: Хаджи Мурат, Надир-шах, Шамиль,
Махач (Дохадаев), Магомед Гаджиев, поэты и писатели:
Сулейман Стальский, Абуталиб, Гамзат Цадаса)

- Обращаю внимание на названия сел и городов Дагестана, встреченных в тексте, и рассказываю, чем они знамениты:
(Города: Дербент, Махачкала, Буйнакск,
Селения: Хунзах, Цада, Кумух, Гуниб, Чиркей)

- Примеры образной речи и легенды о возникновении гор и моря:
Дагестан – это птица и три драгоценных пера в ее крыле.
Из трех драгоценностей три мастера сшили свой Дагестан.
Пустыня, увидев однажды горы, от радости расплеснулась у их подножия своей синевой
(Легенда о возникновения моря).
Дерущиеся драконы, увидев море, замерли от удивления и окаменели
(Легенда о возникновении гор).
IV. Чтение 3-го отрывка. «Второе сокровище Дагестана – море».

Мы вместе писали синквейн о море. А затем на примере одного стихотворения, которое Р. Гамзатов приводит в данной главе, находили, какие эпитеты, метафоры, определения и глаголы использует поэт применительно к морю:

Белоснежные волны морские, скажите,
На каком языке вы со мной говорите?
Вы шумите, бурля, у подножия скал,
Словно в горном ауле воскресный базар.
Где кричащих на всех сорока языках
Наших горцев не может понять и аллах.
День пройдет, грохотания нет и в помине,
Шелестите легко, как трава на равнине.
А еще вы начнете плескаться, бывает,
Словно мать по погибшему сыну рыдает.
Словно старый отец по наследнику стонет,
Словно конь оплошавший, что в паводке тонет.
То журча и ласкаясь, то яростно споря,
На своем языке говоришь ты, о море.
Но сродни мое сердце твоей глубине,
Все твои превращенья понятны и мне.
Разве сердце мое не кипит временами,
Разбиваясь о камни тупые волнами?
Но потом, расстилаясь все тише и ниже,
Разве берег отлогий в бессилье не лижет?
Разве тайн никаких не хранит глубина?
И печаль у нас, море, и радость – одна.
Но скажу про свою, про отдельную боль:
Жажду морем напиться. Немыслимо. Соль.

И получилось, что:
Море – говорит, шумит, бурлит, грохочет, шелестит, плещется, рыдает, стонет, журчит, ласкается, яростно спорит, кипит, разбивается, расстилается, берег лижет, тайны хранит…

Д.С.Лихачев говорил: «О любом народе судят по лучшим его представителям». Вот и мы знакомимся в этой главе с выходцем из Дагестана, горцем – героем-подводником. Чтение отрывка «Подвиг подводника Магомеда Гаджиева».

- Мы прочитали целую главу из книги «Мой Дагестан». И можно подвести итог. Вы достаточно узнали, много было совершенно новой информации. На основании всего услышанного и вновь узнанного что можете сказать о народе, населяющем Дагестан, – о горцах? Какие они? Укажите факты из книги, свидетельствующие о той или иной национальной черте.
(Школьники называют: 
талантливый, поэтичный, 
трудолюбивый,  патриотичный, 
свободолюбивый, независимый, храбрый, 
гостеприимный, мудрый,
 религиозный, простой и бесхитростный...)

Комментариев нет:

Отправить комментарий