среда, 23 июля 2014 г.

«Болгария невелика, но все равно — страна великая!»

Болгария, как в дом кавказца гость,
Войди в мой стих, не зная листопада,
Войди, как солнце входит в гроздь
Зреющего винограда.

Болгария, войди в мой стих, войди,
Как в сердце входит то, что сердцу мило.
Войди, как входят теплые дожди
В распаханные земли мира.

Войди, Болгария, войди в мой стих,
Как входит пламя в горские камины,
Как входят в кипень облаков седых
Заснеженные вершины.

Болгария, войди в мой стих, войди,
Он камню драгоценному оправа,
Располагайся у меня в груди,
Дружественная держава.
                                          (Здесь и далее пер. Я.Козловского)

После поездки в Болгарию стихотворный цикл Расула Гамзатова «Из болгарской тетради» перечитывала с еще большим интересом и пристрастием. Любопытно было сравнить свои впечатления от страны с мыслями поэта о ней, записанными в стихах. Мы в разное историческое время посетили Болгарию: середина ХХ века, начало 60-х гг. и сегодняшний день, второе 10-летие века XXI-го. Разница в более, чем пятьдесят лет, но впечатления те же, всё узнаваемо.
Именно потому, что в прошлом году побывала в Дагестане (а без Дагестана не было бы и Болгарии), невольно сравнивала обе республики и находила немало общего между ними: море, горы (если углубиться в страну от морского побережья), богатая южная растительность, очень много солнца, радушные и дружелюбные люди.
Гамзатову здесь тоже очень многое напоминало его родной Дагестан:
Кипенье рек, обрывистые тропы,
Клубящееся марево тумана.
Крутые возвышаются Родопы,
Как будто бы нагорья Дагестана.

До неба достаю рукой земною
И вдаль смотрю с высокого привала,
Где башлыком кавказским предо мною
К плечу вершины облако припало.

Я вижу, как, стремительней косули,
Марица мчится весело и гордо,
Несется с гор вот так же не Койсу ли,
Ущельям прополаскивая горло?

С аулом Кубачи не разминулись
Мои дороги тут не потому ли,
Что в Тырново над ярусами улиц
Дома гнездятся, словно в том ауле.

Наверное, по той простой причине,
Что память сердца верного ревнива,
Мне в Казанлыкской видится долине
Кумыкская зеленая равнина...
   Стихотворение звучит, как музыка, как песня, и сплошь слышны родные географические названия...

Роза болгарская красного цвета,
В герб твоей родины молодой
Тебя , если б право имел я на это,
Вписал по соседству бы с красной звездой.

Роза болгарская красного цвета,
Собою ты все затмеваешь цветы.
Тебя, если б право имел я на это,
Сделал бы орденом Красоты.
Рассказ о старинном производстве розового масла. Казанлык. В музее роз
Роза, действительно, — символ Болгарии. Её аромат преследует вас повсюду. В основе всей здешней косметики — розовое масло. Парфюмерия, мыло, шампуни, кремы — всё розовое. Каждый турист обязательно увозит с собой коробочку косметического набора в качестве сувенира. Это настоящий бренд страны. И невозможно не согласиться с Р. Гамзатовым — этот цветок обязательно должен быть в гербе Болгарии.

Мне не часто приходилось ездить за границу. Но и в тех немногих странах, где бывала, не встречала столько доброжелательности и такого искреннего интереса к нашей стране. Оно и не удивительно. Слишком много общего в нашей истории. Но поначалу поразило меня то, что болгары знают про Казань и про мою республику. В каждом городе ко мне подходили и спрашивали: «Вы из Татарстана?! А вы знаете, что у наших народов одни предки?». Ах, ну да, конечно, как же я могла забыть! Древнее Булгарское государство... 
На земле древнего государства Волжская Булгария (Куйбышевский район Республики Татарстан)
 
 
И не просто знают, а еще и книги про нас пишут. Вот эти издания мне подарили организаторы конференции в день отъезда.
 
«А вы знаете, что правильнее ваш народ называть не «татары», а «волжские болгары»?». И в связи с этим вспоминаются слова нашего земляка, выдающегося татарского просветителя Каюма Насыри: «Я не татарин, я булгар!». "А вы обратили внимание, что у болгарского и татарстанского флагов одни и те же цвета?".  Вот такое братание случилось здесь...    Болгарию невозможно не полюбить.

Мыс Калиакра не просто красивейшее место в Болгарии. Это еще один символ русской воинской славы
и место подвига адмирала Ушакова
Памятник адмиралу Ушакову в Калиакре болгары поставили в 2004 году
И не передать всех своих впечатлений лучше, полнее и образней, чем рассказал об этой замечательной стране поэт в совсем небольшом стихотворном цикле.

...В какую дверь ни захожу,
Хоть с домом дом не схож обличием,
Но в каждом — друга нахожу
И дорожу его обычаем...

И, словно в доме земляка,
Готов сидеть до бесконечности.
Болгария невелика,
Но нет границ ее сердечности.

И помнит каждого она
Солдата, за нее погибшего.
На памятниках имена
Читаю с головой поникшею.

Вознесены под облака
Редуты шипкинской баталии.
Болгария невелика,
Но мне не обойти Болгарии.

Рукою трогаю грозу,
И облака такие близкие.
Долина роз лежит внизу
И виноградники фракийские.

Дунай и Янтра — хороши,
Марица вся полна напевности.
Открыта для моей души
Земля бескрайней задушевности.

Мне полюбилась на века
Красавица балканоликая,
И хоть она невелика,
Но всё равно — страна великая!
На Шипке
Вспоминаю наши занятия с малышками по главе из книги "Мой Дагестан" и еще одну замечательную мысль Расула Гамзатова хочу привести, завершая рассказ о Болгарии: 
"В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя специальным корреспондентом моего Дагестана.
Но в свой Дагестан я возвращаюсь как специальный корреспондент общечеловеческой культуры, как представитель всей нашей страны и даже всего мира..." ("Мой Дагестан").

Комментариев нет:

Отправить комментарий