воскресенье, 22 июня 2014 г.

«Гнездо моих дум, моих чувств и стремлений...»

Особенность стратегии «Чтение с остановками» в том, что она создает условия, при которых библиотекарь переходят от монолога к диалогу с детской аудиторией, и ученик получает возможность высказывать свое личное мнение, строить предположения, аргументированно отстаивать свое мнение. Эта технология активно использует игровые формы проведения занятий, во время которых дети раскрепощаются и реализуют свой творческий потенциал.

Результатом нашего общения с детьми стали самостоятельная работа с текстом и выполнение разных творческих заданий. Например, часть ребят — Гаврилова Анита, Минуллина Эльвина, Сибишева Зарина, Платонова Даша, Крупина Вика, Красильникова Даша и другие ребята — выполнили рисунки о прочитанном. 

Первенец («Имя первенца знал весь аул задолго до его появления на свет, 
ибо по обычаю он должен был получить имя своего покойного деда»).

Колыбельная

У колыбели
    «Был храбрым отец, был правдивым отец до конца.
    Здесь младенец спит, носящий имя отца.
    Отцовский кинжал висит в его головах,
    Подвиг отца — у колыбельной песни в словах.
Вахатута-хатута... Баю-баюшки-баю...

Извилистая тропа моей песни
«Длинной, извилистой оказалась тропа моей песни, но я иду по ней, 
собирая цветы для моего букета...»

Работая с текстом, дети писали Книгу мудрости, сюда заносились изречения, наставления, советы, произнесенные поэтом, которые в совокупности составят некоторые правила жизни или кодекс горца. По большому счету многие наставления поэт адресует всем читателям, а не только соотечественникам:
«Две вещи должен беречь горец: свою папаху и свое имя. Папаху сбережет тот, у кого под папахой есть голова. Имя сбережет тот, у кого в сердце огонь».
«Каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю для того, чтобы стать представителем своего народа, и должен быть готовым принять на себя эту роль».
«Мысли свои не прячь. Спрячешь — забудешь потом, куда положил».
«Но и не отдавай своих мыслей другим. Дорогой инструмент нельзя давать ребенку вместо игрушки».
«Никто не знает повадок твоего коня лучше, чем знаешь их ты сам».
«Тропу отца оставь отцу. Ищи себе другую, свою тропинку».
«Мир начинается от родного очага, от порога моей сакли, от моего аула».
«Тот, кто не привязан к своим горам, не может представлять всю планету».
«Папаху выбирай по голове, а не наоборот».
«Шляпу-то он купил, как у Льва Толстого, такую же голову где бы ему купить...».
«Имя-то у него хорошее, каков-то вырастет сам человек?.. ».

Обращаем внимание на образный язык и предлагаем детям вопросы:
  • В главе есть страницы, на которых поэт рассказывает о посещении разных стран. Какими он представляет себе Индию, Непал, африканские страны? (попутно отыскиваем их на глобусе).

    — Индия — это таинственный голос; Непал — неотграненный алмаз; Африка — кинжал, вынутый из ножен наполовину.
  • В каких образах представляли Дагестан дагестанские поэты — предшественники Р. Гамзатова?
— Махмуд: в образе горных ручьев, стремящихся слиться в один поток;
а еще: это образы цветов в узком ущельи, которые склоняются друг к другу, но не могут обняться;
Батырай: Дагестан брошен в ущелье гор, как бедняк бросает свой ветхий тулуп в темный угол;
Гамзат Цадаса: это винный рог, который во время застолья всё время передается из рук в руки;
  • И каким представляется Расулу Гамзатову его малая родина?
Расул Гамзатов: Маленькое окно, открытое на великий океан мира... («Итак, вот вам папаха — «Мой Дагестан»; вот вам и звезда на папаху — «Маленькое окно на великий океан»).

2 комментария:

  1. Что ж... мудрая методика плюс неравнодушный библиотекарь - в итоге добрый результат!
    Спасибо, Марина, что делитесь интересным опытом.

    ОтветитьУдалить
  2. Наташа, спасибо за добрые слова.

    ОтветитьУдалить