Для
медленного чтения с младшими школьниками
из книги «Мой Дагестан» мы выбрали главу
«О смысле этой книги и ее названии».
Поскольку мы третий год в проекте,
то детям не нужно объяснять, кто такой
Расул Гамзатов и что это за страна —
Дагестан. После поэмы «Мой дедушка» и
виртуальной книжки «Звезды детства»
чтение глав из книги Расула Гамзатова
«Мой Дагестан» в прекрасном переводе
Владимира Солоухина явилось естественным
продолжением знакомства с многогранным
творчеством выдающегося аварского
поэта и его родиной. Для юных читателей это стало уже
как бы новой ступенью, более сложной и
более глубокой.
Выбранная
нами глава была поделена на шесть
отрывков, каждому из которых мы вместе
с читателями давали название. А затем
выстраивали совместную беседу, предлагая
детям заранее продуманные вопросы.
Например:
- Имя
- О каком обычае народов Дагестана вы узнали из этого отрывка?
- Почему, по-вашему, в главе о названии книги поэт рассказывает о семейном обряде наречения ребенка именем?
- Представитель своего народа
- Как вы понимаете слова: «Папаха может оказаться тяжелой, имя — тоже...»?
- Для чего человек приходит на землю, по-вашему? А мнение Расула Гамзатова на этот счет каково? Вы согласны с поэтом?
- Почему Расул Гамзатов решил написать книгу о Дагестане?
- О чем, по-вашему, «Притча о тропе моего отца»?
- “Мой собственный Дагестан”
- Как вы понимаете следующие слова: «Дагестан — один-единственный для всех дагестанцев. И все-таки у каждого он свой»?
- Почему же поэт в конце концов останавливается на названии «Мой Дагестан»?
И т.д.
«Мой
Дагестан» — это программное произведение
по значению и звучанию, это книга-обобщение,
зафиксировавшая ту картину мира,
фрагментами которой ранее были стихи.
Об этой книге можно сказать, что это
другая форма существования поэтической
мысли, иная жизнь слова. Расул Гамзатов
говорил о ней: «Теперь я понимаю, что,
где б я ни скитался, какие бы песни ни
пел — всё время была проза, которая
ждала, когда к ней придет поэт». Вместе
с тем книга «Мой Дагестан» очень
непростая: бессюжетная, полифоническая,
это собрание самостоятельных миниатюр,
пересказывать её сложно или невозможно...Читали
мы очень внимательно. Параллельно с
чтением проделывали словарную работу,
выделяя слова, характерные для горной
местности: горец, папаха, аул, и объясняли
незнакомые слова: сакля, балхарский
гончар, мюрид, урбеч, пандур... Записывали
новые для нас имена: Шамиль, Сулейман
Стальский, Махмуд, Батырай, Гамзат
Цадаса, Абуталиб.. И находили на глобусе
встреченные в книге географические
названия: Кисловодск, Эльбрус, Дербент,
Дубровник, Адриатическое море, Каспийское
море... В книге много мудрых изречений
и наставлений, и особым удовольствием
было завести записную книжку, чтобы
собрать мудрые мысли в одном месте:
- «Тот, кто не привязан к своим горам, не может представлять всю планету».
- «Каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю для того, чтобы стать представителем своего народа».
- «Тропу отца оставь отцу. Ищи себе другую, свою тропинку».
- «Папаху выбирай по голове, а не наоборот».
- «Слово, которое можно произнести в конце речи, не нужно произносить вначале».
- «Идея должна быть в делах, а не на словах», и т.д.
Говорили
об образном языке и приводили из книги
примеры образной речи: «Собери свои
мысли в отборные табуны, где скакун к
скакуну и худших нет между ними. Выпусти
эти табуны на пастбища чистых страниц.
Пусть мысли мчатся по страницам, как
вспугнутые лошади или как стадо турок...».
Талант
— это всегда неожиданность, оборотная
сторона которой — нетерпимость к штампу.
Это совершенно четко явлено в книге
Расула Гамзатова. Школьники обратили
внимание, что книга необычно написана,
в едином повествовании переплетены
притча и быль, воспоминания и строки из
записной книжки, легенда и предание,
афоризм и анекдот, стихотворение и
напутствие, песня и пословица... Таким
образом выстраивается вдохновенный
сказ о Родине, в калейдоскопе сцен и
фрагментов четко проступает барельеф
— образ Дагестана. Художественную
структуру книги «Мой Дагестан» можно
представить в виде разветвленного
куста, дерева, каждая веточка которого
восходит к одному корню. Так дети
представили в рисунке дерева вольное
смешение жанров...
Комментариев нет:
Отправить комментарий