пятница, 20 июня 2014 г.

Медленное чтение

Для медленного чтения с младшими школьниками из книги «Мой Дагестан» мы выбрали главу «О смысле этой книги и ее названии». Поскольку мы третий год в проекте, то детям не нужно объяснять, кто такой Расул Гамзатов и что это за страна — Дагестан. После поэмы «Мой дедушка» и виртуальной книжки «Звезды детства» чтение глав из книги Расула Гамзатова «Мой Дагестан» в прекрасном переводе Владимира Солоухина явилось естественным продолжением знакомства с многогранным творчеством выдающегося аварского поэта и его родиной. Для юных читателей это стало уже как бы новой ступенью, более сложной и более глубокой.

Выбранная нами глава была поделена на шесть отрывков, каждому из которых мы вместе с читателями давали название. А затем выстраивали совместную беседу, предлагая детям заранее продуманные вопросы. Например:
  1. Имя
  • О каком обычае народов Дагестана вы узнали из этого отрывка?
  • Почему, по-вашему, в главе о названии книги поэт рассказывает о семейном обряде наречения ребенка именем?
  1. Представитель своего народа
  • Как вы понимаете слова: «Папаха может оказаться тяжелой, имя — тоже...»?
  • Для чего человек приходит на землю, по-вашему? А мнение Расула Гамзатова на этот счет каково? Вы согласны с поэтом?
  • Почему Расул Гамзатов решил написать книгу о Дагестане?
  • О чем, по-вашему, «Притча о тропе моего отца»?
  1. Мой собственный Дагестан”
  • Как вы понимаете следующие слова: «Дагестан — один-единственный для всех дагестанцев. И все-таки у каждого он свой»?
  • Почему же поэт в конце концов останавливается на названии «Мой Дагестан»?
И т.д.


«Мой Дагестан» — это программное произведение по значению и звучанию, это книга-обобщение, зафиксировавшая ту картину мира, фрагментами которой ранее были стихи. Об этой книге можно сказать, что это другая форма существования поэтической мысли, иная жизнь слова. Расул Гамзатов говорил о ней: «Теперь я понимаю, что, где б я ни скитался, какие бы песни ни пел — всё время была проза, которая ждала, когда к ней придет поэт». Вместе с тем книга «Мой Дагестан» очень непростая: бессюжетная, полифоническая, это собрание самостоятельных миниатюр, пересказывать её сложно или невозможно...Читали мы очень внимательно. Параллельно с чтением проделывали словарную работу, выделяя слова, характерные для горной местности: горец, папаха, аул, и объясняли незнакомые слова: сакля, балхарский гончар, мюрид, урбеч, пандур... Записывали новые для нас имена: Шамиль, Сулейман Стальский, Махмуд, Батырай, Гамзат Цадаса, Абуталиб.. И находили на глобусе встреченные в книге географические названия: Кисловодск, Эльбрус, Дербент, Дубровник, Адриатическое море, Каспийское море... В книге много мудрых изречений и наставлений, и особым удовольствием было завести записную книжку, чтобы собрать мудрые мысли в одном месте:
  • «Тот, кто не привязан к своим горам, не может представлять всю планету».
  • «Каждый человек смолоду должен понимать, что он пришел на землю для того, чтобы стать представителем своего народа».
  • «Тропу отца оставь отцу. Ищи себе другую, свою тропинку».
  • «Папаху выбирай по голове, а не наоборот».
  • «Слово, которое можно произнести в конце речи, не нужно произносить вначале».
  • «Идея должна быть в делах, а не на словах», и т.д.
Говорили об образном языке и приводили из книги примеры образной речи: «Собери свои мысли в отборные табуны, где скакун к скакуну и худших нет между ними. Выпусти эти табуны на пастбища чистых страниц. Пусть мысли мчатся по страницам, как вспугнутые лошади или как стадо турок...».
Талант — это всегда неожиданность, оборотная сторона которой — нетерпимость к штампу. Это совершенно четко явлено в книге Расула Гамзатова. Школьники обратили внимание, что книга необычно написана, в едином повествовании переплетены притча и быль, воспоминания и строки из записной книжки, легенда и предание, афоризм и анекдот, стихотворение и напутствие, песня и пословица... Таким образом выстраивается вдохновенный сказ о Родине, в калейдоскопе сцен и фрагментов четко проступает барельеф — образ Дагестана. Художественную структуру книги «Мой Дагестан» можно представить в виде разветвленного куста, дерева, каждая веточка которого восходит к одному корню. Так дети представили в рисунке дерева вольное смешение жанров...

Комментариев нет:

Отправить комментарий